Урок литературы в 8 классе; Повесть; Шемякин суд; (с использованием технологии критического мышления); | Школьные файлы — шемякин суд как сатирическое произведение 17 века конспект урока 8 класс

20.06.2020

Читая эту «Повесть. », обратите внимание на использование фольклорных приемов в организации повествования. думаю, что вы обнаружите здесь известное сходство со сказкой, но при этом проследите, как показаны в «Повести. » основные персонажи: бедный брат, богатый брат, поп и судья Шемяка.

«Урок литературы в 8 классе «Повесть «Шемякин суд» (с использованием технологии критического мышления)»

(С использованием приёма критического мышления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Цель урока:
— познакомить обучающихся с повестью 17 века;
— отметить важнейшие черты средневековой литературы, её литературное новаторство;
— развивать критическое мышление, умение анализировать текст;
— воспитывать гражданственность, честность, принципиальность

Ход урока:
1. Стадия вызова: — Ребята, скажите, пожалуйста, оказывались ли вы когда — нибудь в трудной ситуации. Опишите ее. — Вы, вероятно, хорошо помните, как вам удалось выйти из затруднительного положения. Расскажите об этом.. — Подумайте, какие черты характера, свойства вашей личности помогли вам разрешить ваши проблемы и найти выход из, казалось бы, безвыходного положения?
(Во время ответов обучающихся учитель записывает варианты ответов на доску: честность, правдивость, принципиальность, смелость, храбрость, сила воли, находчивость, умение убеждать и другие.) — А случались ли у вас размолвки с вашими ровесниками: одноклассниками, товарищами, родственниками? — Как вы разрешали свои проблемы и приходили к соглашению? — Помогал ли вам в этом кто-нибудь: родители, учителя, сверстники? — Какие черты характера, по вашему мнению, необходимы, чтобы разрешить подобные конфликты? (На доске появляется запись: Доброта, терпение, дружелюбие, чуткость, умение прощать, умение понять другого, внимание)
— Как вы считаете, достойно ли это частное происшествие с отдельными людьми, скажем, с вами, отображения в литературе? Почему? — Уже в русской средневековой литературе (XVI в.) начинает формироваться светская литература, которая пристально изучает человека. В это время возникает жанр, называемый «повестью’ (в значении «повествование», «рассказ»). Центральное место в этих произведениях занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, из которой он самостоятельно должен найти выход. Писатели средневековья пристально вглядываются в особенности русского характера. В XVII в. появляется сатирическая разновидность «повести», которая последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал. Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, в то же время в ней поднимались очень серьезные нравственные и социальные проблемы.
Далее учащимся предлагается логическая цепочка из ключевых слов (она записана на доске или презентации) Задача: используя данные сочетания слов, в парах написать свои «сатирические повести» и придумать их названия. Необходимо помнить о соблюдении логической последовательности данных слов: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 5. Шемяка — судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога
Учащиеся читают свои рассказы, сопоставляют их и анализируют.
Смысловая стадия: обучающиеся читают средневековую «Повесть о Шемякином суде».
Словарная работа:
Хомут — часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество (здесь) – бедность. Пристав — полицейский чин. Зыбка — люлька.
2. Стадия размышления:
Обсуждение с обучающимися следующих вопросов:
-Ваше отношение к Шемяке? -Как вы расцениваете судебное дело в России? -Кто из двух братьев прав: богач? бедняк?
— На чьей стороне автор?
— Каковы преступления героев повести?
— Кто из героев наказан? — Ваше отношение к брату — бедняку?
— Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести?

Затем проводится перекрестная дискуссия по проблеме:

Как вы считаете, брат — бедняк позитивный или негативный образ?
(ДА, позитивный ; НЕТ, негативный)
Предлагаю обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате может появиться подобная таблица:

Да (за) Нет (против)

1. Предприимчивость 1. Навязчивость 2. Активность 2. Лживость 3. Напор 3. Трусость 4. Смекалка 4. Нахальство
5. Наглость

Вывод: (каждый обучающийся делает его самостоятельно)

3. Рассматривание иллюстраций к повести
— Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, и перескажите их близко к тексту.

3. Стадия рефлексии:

— О каком суде говорят «Шемякин суд»?
Напишите сочинение-рассуждение «Сравнение современного представления о русском характере с видением средневековой литературы, ориентированной на фольклорный идеал» (впечатления, которые производит повесть, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку).

4. Домашнее задание: Прочитать вступительную статью к повести В.И Охотниковой.
15

Источник: http://schoolfiles.net/2836539

Читая эту «Повесть. », обратите внимание на использование фольклорных приемов в организации повествования. думаю, что вы обнаружите здесь известное сходство со сказкой, но при этом проследите, как показаны в «Повести. » основные персонажи: бедный брат, богатый брат, поп и судья Шемяка.

«Урок литературы в 8 классе «Повесть «Шемякин суд» (с использованием технологии критического мышления)»

(С использованием приёма критического мышления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Цель урока:
— познакомить обучающихся с повестью 17 века;
— отметить важнейшие черты средневековой литературы, её литературное новаторство;
— развивать критическое мышление, умение анализировать текст;
— воспитывать гражданственность, честность, принципиальность

Ход урока:
1. Стадия вызова: — Ребята, скажите, пожалуйста, оказывались ли вы когда — нибудь в трудной ситуации. Опишите ее. — Вы, вероятно, хорошо помните, как вам удалось выйти из затруднительного положения. Расскажите об этом.. — Подумайте, какие черты характера, свойства вашей личности помогли вам разрешить ваши проблемы и найти выход из, казалось бы, безвыходного положения?
(Во время ответов обучающихся учитель записывает варианты ответов на доску: честность, правдивость, принципиальность, смелость, храбрость, сила воли, находчивость, умение убеждать и другие.) — А случались ли у вас размолвки с вашими ровесниками: одноклассниками, товарищами, родственниками? — Как вы разрешали свои проблемы и приходили к соглашению? — Помогал ли вам в этом кто-нибудь: родители, учителя, сверстники? — Какие черты характера, по вашему мнению, необходимы, чтобы разрешить подобные конфликты? (На доске появляется запись: Доброта, терпение, дружелюбие, чуткость, умение прощать, умение понять другого, внимание)
— Как вы считаете, достойно ли это частное происшествие с отдельными людьми, скажем, с вами, отображения в литературе? Почему? — Уже в русской средневековой литературе (XVI в.) начинает формироваться светская литература, которая пристально изучает человека. В это время возникает жанр, называемый «повестью’ (в значении «повествование», «рассказ»). Центральное место в этих произведениях занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, из которой он самостоятельно должен найти выход. Писатели средневековья пристально вглядываются в особенности русского характера. В XVII в. появляется сатирическая разновидность «повести», которая последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал. Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, в то же время в ней поднимались очень серьезные нравственные и социальные проблемы.
Далее учащимся предлагается логическая цепочка из ключевых слов (она записана на доске или презентации) Задача: используя данные сочетания слов, в парах написать свои «сатирические повести» и придумать их названия. Необходимо помнить о соблюдении логической последовательности данных слов: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 5. Шемяка — судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога
Учащиеся читают свои рассказы, сопоставляют их и анализируют.
Смысловая стадия: обучающиеся читают средневековую «Повесть о Шемякином суде».
Словарная работа:
Хомут — часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество (здесь) – бедность. Пристав — полицейский чин. Зыбка — люлька.
2. Стадия размышления:
Обсуждение с обучающимися следующих вопросов:
-Ваше отношение к Шемяке? -Как вы расцениваете судебное дело в России? -Кто из двух братьев прав: богач? бедняк?
— На чьей стороне автор?
— Каковы преступления героев повести?
— Кто из героев наказан? — Ваше отношение к брату — бедняку?
— Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести?

Затем проводится перекрестная дискуссия по проблеме:

Как вы считаете, брат — бедняк позитивный или негативный образ?
(ДА, позитивный ; НЕТ, негативный)
Предлагаю обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате может появиться подобная таблица:

Да (за) Нет (против)

1. Предприимчивость 1. Навязчивость 2. Активность 2. Лживость 3. Напор 3. Трусость 4. Смекалка 4. Нахальство
5. Наглость

Вывод: (каждый обучающийся делает его самостоятельно)

3. Рассматривание иллюстраций к повести
— Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, и перескажите их близко к тексту.

3. Стадия рефлексии:

— О каком суде говорят «Шемякин суд»?
Напишите сочинение-рассуждение «Сравнение современного представления о русском характере с видением средневековой литературы, ориентированной на фольклорный идеал» (впечатления, которые производит повесть, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку).

4. Домашнее задание: Прочитать вступительную статью к повести В.И Охотниковой.
15

Источник: http://schoolfiles.net/2836539

Теперь вы знаете о: "шемякин суд как сатирическое произведение 17 века конспект урока 8 класс".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *