Церковный суд — как назывался церковный суд

11.08.2019

Дела по наследству тоже были подсудны Церкви. В первые века христианской истории Руси такие дела случались часто, поскольку весьма много было «невенчальных», незаконных, с церковной точки зрения, браков. Права детей от таких браков на отцовское наследство подлежали усмотрению церковных судов. Русская практика, в отличие от византийской, склонялась к признанию за детьми от таких браков прав на часть наследства. Все споры, которые возникали по поводу духовного завещания, тоже подлежали ведению церковных судов. Правовые нормы уставов св. Владимира и Ярослава сохраняли полную силу вплоть до Петровской реформы. В Стоглаве приводится полный текст церковного Устава св. Владимира как действующего закона.

История судебной системы в России

как назывался церковный суд

Церковный суд

В Московском государстве, при отсутствии сословий, понятие «сословный суд» применяется только к судам духовным. От этого понятия надо отличать суды «церковные», которые рассматривали определенные дела, касающиеся всего населения, хотя органы духовного суда большей частью были те же. Лица, на которых распространяется духовно-судебная компетенция, перечисляются в древних церковных уставах и в судебниках.

Сюда относились, кроме духовенства, увечные, получившие чудесное исцеление, вдовы, питающиеся от церкви Божьей. Центральным судебным лицом церкви был митрополит, а потом (с 1588 г.) патриарх, окруженный, подобно царю, своими боярами. Впоследствии (XVII в.) организуются учреждения: «Патриарший двор», или «Разряд», «Тиунская изба», или «Приказ церковных дел» (первый может быть более отнесен к сословным учреждениям, второй — к церковным).

Подобные же учреждения были в каждой епархии при местом епископе. По постановлению соборов (Стоглавого и собора 1667 г.), при архиереях должны быть два судебных учреждения (приказа): одно из лиц духовных, другое из архиерейских бояр; первое занимается делами церковного суда, второе — суда сословно-духовного, т.е. суда над лицами духовными по общим делам. При этом главная судебная компетенция остается в руках архиереев, к которым идет доклад. Местные церковные судебные функции распределяются по частям епархии — десятинам, в каждой из которых суд ведал десятильник — лицо светское (должность, образовавшаяся из чиновников, посылаемых для сбора десятины). Его функции скопированы с государственно-наместничье го управления. В монастырях судопроизводством занимался «черный собор» и специальный «судебный старец».

По записным книгам Патриарший приказ значится с 1626 и 1627 гг. В 1635 и 1645 гг. он назывался Патриаршим Собором, а с 1663 г. опять Патриаршим разрядом. Он состоял из патриарших бояр, находился на патриаршем дворе, под единственным начальством патриарха и составлял высшую духовную инстанцию, повинуясь, кроме патриарха, Высочайшей власти или Царской Думе.

После смерти последнего российского патриарха Андриана в 1700 г. Патриарший разряд был уничтожен, а дела, «которые в том Приказе были по челобитью всяких чинов людей во всяких исках и делах были отосланы в те приказы, в коих те чины ведомы»; только дела о расколах переданы в ведение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского.

Патриарший двор упоминается с 1625 г. и составлял также высшую инстанцию Церковного Суда наравне с Патриаршим разрядом и жалоба на несправедливое в нем решение подавалось государю. Это было судебное место для лиц светского состояния, подлежащих церковному ведомству в различных гражданских исках; а именно: в нем вершился суд над патриаршими приказными и над дворовыми людьми, над детьми боярских крестьян и на всяких чинов людей, живших в патриарших домовых вотчинах. После учреждения Святейшего Синода Патриарший Двор составил вторую степень суда по делам своего ведомства.

Из письменных памятников царствования Алексея Михайловича видно, что учреждение Монастырского приказа принадлежит предшественникам этого государя «для расправ мирских обидных дел», и в записных книгах он уже упоминается с 1628 г. под именем Приказа Монастырских и Переносных дел. Но только с 1649 г. занятия его были ясно обозначены постановлением царя Алексея Михайловича в Уложении давать в этом Приказе суд во всяких светских истцовых делах на всех духовных, от самого низшего церковного причта до высших властей, как-то: на митрополитов, архиепископов и игуменов со всеми принадлежавшими к ним людьми. В нем заседали окольничий и два дьяка.

Но указом 1677 г. Феодор Алексеевич повелел все эти дела передать в Приказ Большого дворца, как было до Уложения, и таким образом Монастырский приказ был уничтожен. В I701 г. дела, подлежавшие судебному разбирательству Монастырского приказа, опять отняты от Приказа Большого дворца и Монастырский приказ восстановлен. Петр Великий указом I718 г. повелел подчинить этому Приказу славяно-латинские школы, не только в распорядительном, но и в судном отношении.

С учреждением в 1721 г. Святейшего Синода Монастырскому приказу предоставлено было рассмотрение одних старых дел между крестьянами и служителями духовного ведомства, кроме зависящих собственно от Патриаршего Двора и жалоб от этих же лиц на несправедливое решение их тяжб в низших церковных судах. С I725 г. этот суд стал именоваться Камер-конторою Синодального Правительства.

Источник: http://isfic.info/court/cohis26.htm

Дела по наследству тоже были подсудны Церкви. В первые века христианской истории Руси такие дела случались часто, поскольку весьма много было «невенчальных», незаконных, с церковной точки зрения, браков. Права детей от таких браков на отцовское наследство подлежали усмотрению церковных судов. Русская практика, в отличие от византийской, склонялась к признанию за детьми от таких браков прав на часть наследства. Все споры, которые возникали по поводу духовного завещания, тоже подлежали ведению церковных судов. Правовые нормы уставов св. Владимира и Ярослава сохраняли полную силу вплоть до Петровской реформы. В Стоглаве приводится полный текст церковного Устава св. Владимира как действующего закона.

История судебной системы в России

как назывался церковный суд

Церковный суд

В Московском государстве, при отсутствии сословий, понятие «сословный суд» применяется только к судам духовным. От этого понятия надо отличать суды «церковные», которые рассматривали определенные дела, касающиеся всего населения, хотя органы духовного суда большей частью были те же. Лица, на которых распространяется духовно-судебная компетенция, перечисляются в древних церковных уставах и в судебниках.

Сюда относились, кроме духовенства, увечные, получившие чудесное исцеление, вдовы, питающиеся от церкви Божьей. Центральным судебным лицом церкви был митрополит, а потом (с 1588 г.) патриарх, окруженный, подобно царю, своими боярами. Впоследствии (XVII в.) организуются учреждения: «Патриарший двор», или «Разряд», «Тиунская изба», или «Приказ церковных дел» (первый может быть более отнесен к сословным учреждениям, второй — к церковным).

Подобные же учреждения были в каждой епархии при местом епископе. По постановлению соборов (Стоглавого и собора 1667 г.), при архиереях должны быть два судебных учреждения (приказа): одно из лиц духовных, другое из архиерейских бояр; первое занимается делами церковного суда, второе — суда сословно-духовного, т.е. суда над лицами духовными по общим делам. При этом главная судебная компетенция остается в руках архиереев, к которым идет доклад. Местные церковные судебные функции распределяются по частям епархии — десятинам, в каждой из которых суд ведал десятильник — лицо светское (должность, образовавшаяся из чиновников, посылаемых для сбора десятины). Его функции скопированы с государственно-наместничье го управления. В монастырях судопроизводством занимался «черный собор» и специальный «судебный старец».

По записным книгам Патриарший приказ значится с 1626 и 1627 гг. В 1635 и 1645 гг. он назывался Патриаршим Собором, а с 1663 г. опять Патриаршим разрядом. Он состоял из патриарших бояр, находился на патриаршем дворе, под единственным начальством патриарха и составлял высшую духовную инстанцию, повинуясь, кроме патриарха, Высочайшей власти или Царской Думе.

После смерти последнего российского патриарха Андриана в 1700 г. Патриарший разряд был уничтожен, а дела, «которые в том Приказе были по челобитью всяких чинов людей во всяких исках и делах были отосланы в те приказы, в коих те чины ведомы»; только дела о расколах переданы в ведение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского.

Патриарший двор упоминается с 1625 г. и составлял также высшую инстанцию Церковного Суда наравне с Патриаршим разрядом и жалоба на несправедливое в нем решение подавалось государю. Это было судебное место для лиц светского состояния, подлежащих церковному ведомству в различных гражданских исках; а именно: в нем вершился суд над патриаршими приказными и над дворовыми людьми, над детьми боярских крестьян и на всяких чинов людей, живших в патриарших домовых вотчинах. После учреждения Святейшего Синода Патриарший Двор составил вторую степень суда по делам своего ведомства.

Из письменных памятников царствования Алексея Михайловича видно, что учреждение Монастырского приказа принадлежит предшественникам этого государя «для расправ мирских обидных дел», и в записных книгах он уже упоминается с 1628 г. под именем Приказа Монастырских и Переносных дел. Но только с 1649 г. занятия его были ясно обозначены постановлением царя Алексея Михайловича в Уложении давать в этом Приказе суд во всяких светских истцовых делах на всех духовных, от самого низшего церковного причта до высших властей, как-то: на митрополитов, архиепископов и игуменов со всеми принадлежавшими к ним людьми. В нем заседали окольничий и два дьяка.

Но указом 1677 г. Феодор Алексеевич повелел все эти дела передать в Приказ Большого дворца, как было до Уложения, и таким образом Монастырский приказ был уничтожен. В I701 г. дела, подлежавшие судебному разбирательству Монастырского приказа, опять отняты от Приказа Большого дворца и Монастырский приказ восстановлен. Петр Великий указом I718 г. повелел подчинить этому Приказу славяно-латинские школы, не только в распорядительном, но и в судном отношении.

С учреждением в 1721 г. Святейшего Синода Монастырскому приказу предоставлено было рассмотрение одних старых дел между крестьянами и служителями духовного ведомства, кроме зависящих собственно от Патриаршего Двора и жалоб от этих же лиц на несправедливое решение их тяжб в низших церковных судах. С I725 г. этот суд стал именоваться Камер-конторою Синодального Правительства.

Источник: http://isfic.info/court/cohis26.htm

Теперь вы знаете о: "как назывался церковный суд".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *